История Аяваски началась много тысячелетий назад.
Существуют данные, что этот напиток был обнаружен представителями различных народов, стран и даже на различных континентах. Однако впервые об Аяваске начали говорить шаманы народов Амазонии.
В индейских племенах издревле активно использовались целебные чаи из трав-целителей в медицинских целях, а также в быту. Снадобье готовили, согласно археологическим раскопкам, более 3 500 лет назад. Подтверждением данного факта стали найденные котлы, которые, по данным ученных, использовали шаманы для приготовления таинственного зелья и совершения шаманских обрядов.
Некоторые ученые принимаются утверждать, что картинки на стенах скал с изображением полета в другие миры являются подтверждением эффекта, оказываемого на сознание в результате употребления неповторимого эликсира. Фантастические видения отображены на керамических изделиях, в виде росписи на ткани и вышивки.
Сейчас невозможно достоверно назвать год и день, когда Аяваска получила распространение, дав возможность людям исследовать свои свойства и получать новые знания в этом направлении. Однако раскопки указывают на то, что это произошло не так давно.
Несмотря на обнаружение первых упоминаний в записях миссионеров Южной Америки в начале 1600-х годов известность в Европе она обрела гораздо позже. В отчетах миссионеры называют Аяваску демонической, а Римской католической церковью было приложено очень много усилий для того, чтобы избавиться от настоя «лианы мёртвых».
Согласно официальным данным, Аяваска стала известна в Европе в середине XIX века, а в России – с начала XX века. Первой страной в Европе, где появилась Аяваска, стали Нидерланды. Санто Дайме стала первоисточником распространения отвара по Европе.
Начиная с середины 90-х годов ХХ века в Амстердаме начала действовать организация под названием «Друзья леса». Для популяризации и распространения философии Аяваски в Европе был создан ритуал «Новый век», который основывается на правилах ритуалов Амазонии. К ним относятся элементы песен Дайме и различные музыкальные стили.
Исследования снадобья
В ХХ веке из Аяваски был выделен активный химический элемент, который был назван «телепатин». Позднее стало известно, что он полностью идентичен выделенному ранее активному элементу Peganum harmala, и он был назван по-новому – гармалин.
Первое ботаническое описание ему дал этноботаник из Гарварда – Ричард Эван Шултс. Прочитав работы ученого в 50-х годах ХХ века, писатель Уильям Берроуз занялся поиском Аяваски. Благодаря ей он хотел избавиться от морфиновой зависимости.
Практически повсеместно Аяваска стала известна, когда братья Маккенна описали собственный опыт ее употребления в своей работе «Настоящие галлюцинации». Затем уже Деннис описал фармакологические, химические и ботанические свойства растения. Эта работа была его докторской диссертацией, которую он смог успешно защитить.
В 1908 году англичанин Р. Спрус упомянул Аяваску в своих набросках о ритуалах шаманов-лекарей после продолжительной поездки в Латинскую Америку с целью сбора различных растений. После долгих и сложных исследований у реки Рио-Негро он создал обширную базу, состоящую из собственных наблюдений. В заметках была сгруппирована информация обо всех нюансах отвара, его эффекте и действии на организм. Позднее его работу продолжил другой натуралист-путешественник А. Уоллес из Британии.
Основные свойства напитка
Эффект «изумительного полета» от употребления Аяваски впервые описал эквадорский географ-исследователь М. Вильявисенсьо. Принятый отвар оказывает следующий чудодейственный эффект:
- обостряется ум;
- человек обретает умение предвидеть;
- он способен познать то, что недоступно остальным.
В шаманской практике Аяваска отличалась целой массой полезных свойств, помогая:
- общаться с духами;
- выбирать лучшую тактику при ведении военных действий;
- нейтрализовать проклятия;
- защищать от близлежащих племен;
- определять совместимость пары;
- лечить ряд серьезных заболеваний.
Всплеск интереса к Аяваске возник в 1923 году после показа фильма об обряде с чудо-зельем. Огромное количество ботаников, химиков и медиков начали изучать характеристики тропического зелья-целителя. В их число входил также русский ученый исследователь, генетик Николай Вавилов. В странах Запада аяваска тесно связана с термином молекула духа.
До сих пор остается загадкой, каким образом впервые был создан магический напиток Аявска, но совершенно очевидно, что это стало гораздо большим, чем случайное открытие.